Примерные программы предназначены для педагогов информатики образовательных учреждений. В пособии обосновано место олимпиадной подготовки школьников в курсе информатики и предлагается набор программ для внеурочной работы с одаренными школьниками по трем уровням подготовки: 5–6, 7–8 и 9–11 классы в соответствии с этапами Всероссийской олимпиады по информатике.
В книге рассматриваются вопросы организации и проведения всех этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике. Описывается методика подготовки к ним как в рамках школьного курса информатики, так и в системе дополнительного образования с учетом индивидуальных траекторий творческого развития школьников. Предложены программы подготовки к олимпиадам по информатике совместно с путеводителем по олимпиадным задачам, полным перечнем соответствующих печатных изданий и интернет-ресурсов. Приведены все нормативные документы, регламентирующие права и обязанности организаторов и участников олимпиады.
Книга предназначена для учащихся 5–11 классов, интересующихся олимпиадами по информатике, их родителей, учителей общеобразовательных школ, наставников и педагогов системы дополнительного образования, работающих с талантливыми школьниками.
Приведен анализ решений задач 18 международных олимпиад по информатике для школьников (1989–2006 гг.). Основной акцент сделан на обсуждении методики решения задач и на самостоятельной подготовке школьников (студентов) при решении задач по олимпиадной информатике.
Книга предназначена для школьников и студентов, увлекающихся информатикой и желающих сделать информатику своей профессией, а также для преподавателей информатики, не ограничивающихся в своей работе рамками стандартных образовательных программ.
Рассмотрены основы методов алгоритмизации и программирования на языках С и С++. Представлено большое количество задач различной сложности - от простых упражнений до задач олимпиадного уровня. Приведены решения наиболее сложных задач. Материал рассчитан на начинающих изучение программирования на языках С и С++. Практикум входит в состав УМК по информатике для 7–11 классов. На сайте издательства размещено электронное приложение к пособию (http://www.lbz.ru/files/8344).
Издание продается только в комплекте. Отдельно тома не продаются!
В пособии рассматриваются основы программирования на выбранных языках: ввод и вывод данных, обработка целых и вещественных чисел, управляющие конструкции. Объяснение нового материала строится на примерах его практического применения. Изучаются приёмы разработки программ, использующих компьютерную графику и анимацию. В отличие от большинства аналогичных изданий, в ней представлены два языка программирования высокого уровня — Python и С++. Основные темы этого пособия — программирование с использованием подпрограмм, обработка символьных строк, использование массивов и матриц для хранения большого количества данных. Рассматривается понятие сложности алгоритмов, позволяющее сравнивать их эффективность. После каждого параграфа приводится большое число заданий для самостоятельного выполнения разной сложности и вариантов проектных работ.
Рассмотрены базовые методы организации и обработки данных в оперативной памяти ЭВМ, наиболее употребительные структуры данных, их представление в памяти и реализация на языках высокого уровня, базовые методы и приемы построения алгоритмов, основные понятия и элементы технологии модульного и объектно-ориентированного программирования.
Приведены многочисленные примеры алгоритмов и программ на языке C/C++. Имеется большое количество задач различной cложности -от простых упражнений до задач олимпиадного уровня. Приведены решения наиболее сложных задач.
Издание продается только в комплекте. Отдельно тома не продаются!
В методическом пособии рассматриваются вопросы использования комплекса виртуальных лабораторий: Переливания, Переправы, Взвешивания, Перестановки, Разъезды, Черный ящик. Все лаборатории – это компьютерная алгоритмическая среда с автоматической проверкой решений ребенка. Заложена открытая коллекция из 100 задач (банк задач), а также предоставлен для учителя редактор задач, благодаря которому можно пополнять как банк задач, так и эталонные решения с оценкой. Каждая виртуальная лаборатория снабжена библиотекой задач трех уровней сложности и демонстрационными версиями.
Это ресурс обеспечивает компьютерную поддержку изучения тематических блоков по моделированию, введению в алгоритмические структуры и математическую логику в курсе информатики и математики, охватывающем начальную ступень и пропедевтический уровень основной ступени общего образования (5-6 классы).
Рекомендуется для организации занятий с ребятами, проявляющими интерес к информатике, а также для организации школьной олимпиады для учеников начальных классов по информатике, школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике для 5-6 класссов.
Адрес ресурса: http://school-collection.edu.ru, раздел «Информатика», 2-6 классы, выбрать «Интерактивный задачник по информатике для 2-6 классов»
Журнал IOI Вып. 4
Представлен новый раздел школьной библиотеки по олимпиадной информатике, включающий также учебно-методические комплекты по информатике, обеспечивающие индивидуальные траектории развития детей, увлеченных информатикой.
В последние годы интернет-олимпиады уже зарекомендовали себя как перспективная форма проведения интеллектуальных соревнований среди школьников, поскольку по охвату участников и доступности им нет равных. Но если в проведении инициативных интернет-олимпиад, организуемых отдельными вузами или коммерческими организациями с целью предварительного отбора на последующие очные соревнования, накопился достаточно большой опыт, то официальных интернет-олимпиад до недавнего времени не было.
Основные проблемы, которые связаны с приданием Интернет-олимпиаде официального статуса, заключаются в следующем. Во-первых, необходимо обеспечить действенный контроль за соблюдением участниками правил проведения олимпиады, чтобы переданные участником на проверку результаты являлись плодом именно его деятельности. Во-вторых, при решении олимпиадных задач все участники должны иметь по возможности равные условия, которые связаны и с используемым компьютерным оборудованием, и необходимым программным обеспечением. В-третьих, при проведении интернет-олимпиады должен обеспечиваться надежный и достаточно скоростной доступ к сети Интернет, чтобы эти факторы не оказывали решающего значения на результаты участников олимпиады. В-четвертых, программная среда проведения интернет-олимпиады должна иметь достаточно простой и понятный каждому участнику интерфейс, обеспечивать выполнение всех необходимых функций при решении олимпиадных заданий, а также удовлетворять всем требованиям по надежности и защиты информации от несанкционированного доступа.
Должен признаться, что когда я получил приглашение выступить на этом собрании, моим первым действием было узнать, кто до меня удостаивался аналогичного приглашения. Я нашел в списке предыдущих ораторов трех писателей, двух конгрессменов, одного генерала, но практически ни одного представителя нашей программистской профессии. Наверное, это было не случайно: быстрое и экстенсивное развитие нашей области неизбежно увеличивало число пограничных столкновений и связанного с ними интереса к внешнему миру. Однако, по-видимому, не менее очевидно и то, что сейчас для нас нужно не столько глядеться в зеркало общественного мнения, сколько самим разобраться в себе, с тем чтобы справиться с рядом весьма серьезных проблем нашей профессии. Во всяком случае, я позволил себе именно с этих позиций предложить вашему вниманию некоторые соображения о человеческих факторах в программировании.
Решив так назвать свое выступление, я сознаю, что это — метафора, которая многим покажется рискованной. По одну сторону нашего уравнения — экзотическая, хотя уже и весьма массовая профессия, требующая способности и длинного обучения, а по другую — общее достояние, фундаментальнейшее свойство современного человека.